.punbb .post-sig { font: 14px; }

Поговорим за жизнь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Поговорим за жизнь » Русь » Пропавшая грамота


Пропавшая грамота

Сообщений 31 страница 49 из 49

31

Елена написал(а):

Кстати, инквизиции на Руси не было. Это изобретение запада.

[float=right]http://sa.uploads.ru/t/Dg0ai.jpg[/float]
Принуждение к христианству на Руси. Факты инквизиции

Двенадцать статей» царевны Софьи закон Московского государства, изданный 7 апреля 1685 года царевной Софьей, состоящий из 12 статей, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев (расколщиков, как они названы в документе) и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества.

На основании статей были казнены тысячи старообрядцев.

Предъистория документа.

В 50-е годы XVII века началась Церковная реформа патриарха Никона, в результате неё двоеперстники или старообрядцы были собором 1656 года и Большим Московским собором провозглашены еретиками и преданы анафеме. Но меры эти не помогли для достижения цели реформы — перехода всего населения на новый обряд, более того, старообрядцы стали организовать свои молитвенные собрания, строить часовни, скиты, монастыри и создавать вокруг них многочисленные поселения. Ни церковные прещения, ни заключения в темницы не прекратили раскола. Кроме того, старообрядцы вели непрерывную проповедь среди населения, исповедуя верность старому обряду и провозглашая ложность реформы. В 1681—1682 году Московский поместный церковный собор от лица архиереев, во главе с патриархом Иоакимом, просит царя применять гражданские суды для наказания старообрядцев. Но, по мнению патриарха, законы были недостаточно суровы, надо было ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — введены пытки за инакомыслие и смертная казнь — сожжение живых людей в срубах. В соответствии с решением Московского собора 1681—1682 года розыском старообрядцев занимались воеводы вместе с местными архиереями, они посылали служилых людей, чтобы приводить раскольников в суды, где тех затем пытали и сжигали живыми в срубах.

Документ

В прошлом во 193 году [7193 году от сотворения мира], апреля, в 7 день, Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Poсии самодержцы, и сестра их Великая Государыня благоверная Царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и бояря приговорили: расколщикам впредь свой великих государей указ чинить по прежнему указу отца своего великих государей, блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и по сему своему великих государей указу и по статьям, каковы писаны ниже сего:

1. Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.

2. А буде кто у казни обратятся и принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не делать: и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырях под началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по мере, и приставливать к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в церковь Божию ко всякой церковной службе, также и к келейному правилу, и смотреть за ними со всяким прилежанием, каково тех противников к покаянию обращение, и совершенно ли они церкви Божией повиновение приносят, и нет ли в них какого лукавства, чтоб они лукавством своим и лестным обращением от заточения не отбывали, и потому что многие притворством своим и лукавым обращением выманивались и уходя из монастырей в иные места чинили противности горше первого; и буде которые совершенно от той злобы отстанут и святой церкви приобщатся истинным намерением и чистой совестью, и таких, по подлинному свидетельству, из-под началов свобожать; а буде которые из них похотят постричься, и их постригать в тех же монастырях; а буде которые постричься не похотят, а жен и детей у них нет, и тем быть в тех же монастырях до кончины живота своего неисходно, чтоб они, вышед из тех монастырей, с прелестники в сообщении не учинились и на прежнюю злобу не обратились; а у которых есть жены и дети, и тех давать на поруки, чтоб им впредь такой прелести не держаться, и с расколщики не знаться, и учения их не слушать, и в дома к ним не входить, и к себе не пущать, да над ними того ж всего велеть надсматривать отцам их духовным; а буде они были в тех монастырях, или вышед из монастырей из-под начала, объявятся в прежней своей злобе, a покорение у казни приносили лестно, и таких казнить смертью, как писано выше сего в 1 статье.

3. Которые прелестью своей простолюдинов и их жен и детей приводили к тому, чтоб они сами себя жгли: и таких воров, по розыску, за то их воровство, что от их прелести люди жглись, жечь самих.

4. Которые люди ходили по деревням и людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а перекрещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали, хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия.

5. А которые люди ходили к расколщикам и сами у них перекрещивались, и носили детей своих крещеных, которые в малых летах и в возрасту, перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое крещение: и тем, которые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без всякие противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко архиереям, кто чьей епархии, и им о исправлении их чинить по правилам святых апостол и святых отец; а которые покорения в том приносить не учнут и станут в той своей прелести стоять упорно и вменять то в истину, а прежнее святое крещение нарицать неправым, и тех казнить смертью.

6. Которые люди в церковной противности учинились внедавне и в расспросе учнут церкви Божии приносить покорение, что они чинили то от неведения или от какого принуждения, а известить не смели, а иных никого тому не учили, и в том вины свои объявят совершенно и обещаются с клятвою впредь того не делать: и таким за то чинить наказание, смотря по вине, и посылать для исправления на патриарш двор, а после исправления отдавать их под паству отцам их духовным за поруками, а отцам их духовным над ними смотреть накрепко, чтоб они впредь к церкви Божии приходили, и церковного расколу у себя не имели, и с расколщики не знались, и в дома к ним не ходили, и к себе их не пущали, и учения тех плевосеятелей и хулников на святую церковь отнюдь не слушали; а на поруки их давать в том же.

7. А буде которые в расколах будут оговорены, а они в расспросе учнут сказывать, что за ними церковной противности нет, и в церковь Божию они ходят, и отцы духовные у них есть: и про таких свидетельствовать отцами их духовными, и буде их в том отцы духовные очистят, и тех, по свидетельству отцов духовных, отдавать им же на поруки и велеть им над ними надсматривать накрепко, чтоб от них церковной противности отнюдь не было; а буде такие объявятся в расколе и будут в том обличены, что они той прелести держались тайно, а в расспросе в том запирались лукавством, и тем, будет от тех противности не будет, чинить наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города.

8. Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки: и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города; а буде которые ведая, таких же церковных противников у себя в доме держали, творя к ним милость, или которые учнут приходить про них проведывать или приносить питие или яствы, или принесут от кого какие письма подсылкою, а сами хотя того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных, смотря по делу, и ссылать; а которые что приносили собою спроста, и в том очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги.

9. У которых людей будут выняты расколщики, а жили у них с порукою, а они про раскол их не выдали, а те записи будут не записаны: и на таких имать пени по пяти рублев на человеке, а у которых жили без поруки, и на тех имать, против татиной и разбойной статей, по пятидесят рублей на человеке; а у которых жили хотя и с порукою, а они про раскол их ведали, а не известили, и тем чинить наказание, бить кнутом и ссылать, а на порутчиках имать пени по 50 рублев на человеке; а на которых людях пенных денег взять будет нечего, для того что они люди бедные, и тех, буде они ручались по тех расколщиках в житье, не ведая про раскол их, вместо денежные пени ссылать в украинные города, куда доведется, а которые ручались ведая, и тех ссылать же в дальние города с жестоким наказанием.

10. Которые люди за раскол будут сосланы в города, и в тех городах воеводам и приказным людям приказывать над ними в тех слободах, где они жить станут, старостам и пятидесяцким, и десяцким, и околним соседям надсматривать, чтоб от них церковной противности и расколу не было; а буде они объявятся или втай учнут держаться расколу, или с расколщики учнут знаться, о том писать им к себе [то есть к нам — ред.] Великим Государем, а их держать за крепкими караулы; а по тем их отпискам тем ворам чинить указ, по сим же указным статьям, смотря по делам их, кто чего доведется.

11. На которых людей станут говорить в расколе языки, а те люди в то время от сыску ухоронятся или будут где в отъезде, а ворам и расколщикам будет указ учинен, а те люди объявятся собою или сысканы будут после, и в том учнут запираться, а очных ставок дать будет не с кем: и таких, по раскольничьим речам, расспрашивать и разыскивать про них околними соседы и отцами духовными, и буде по розыску очистятся, и их, освидетельствовав отцами духовными подлинно, свобожать на поруки; а буде в чём будут обличены, и их пытать, и по пыточным речам указ чинить, по вышеписанным статьям, до чего доведется.

12. У расколщиков, у кого объявятся дворы, и поместья, и вотчины, и лавки, и иные промыслы и заводы, также и по расколщиках у порутчиков, которые ручались ведая и сосланы будут в ссылки: и те их поместья, и вотчины, и дворы, и лавки, и промыслы, и заводы отписывать на себя Великих Государей и продавать по оценке с большою наддачею, для того что по таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их государские денежные казны исходит немалое число; а которые люди по расколщиках ручались, не ведаючи за ними расколу, а сосланы будут только за пенные деньги, что им тех денег заплатить нечем, и тем ссыльным дворы свои продавать самим по вольной ценой, кому похотят.

32

Боря, это не инквизиция, запомни и не ведись на русофобов.
Инквизиция- это целый западный религиозный институт против врагов католической церкви. На Руси В Церкви  подобного  не было . Было в малой части ( с упертыми раскольниками) только со стороны ГОСУДАРСТВА, но не Церкви. Это разные понятия и смысл.
Опять тебе "2" за историю.

33

Кстати, никаких "тысяч" не казнили, от силы неск. десятков самых отмороженных, чтобы не выступали против власти и не провоцировали народ.
Как же ты за них заступаешься, не зная ни истории , ни конкретики...неужели язычники и раскольники- одно целое? Не удивлюсь. :crazy:

34

Князь Олег был язычником, ты о чем?

35

Елена написал(а):

Инквизиция- это целый западный религиозный институт .... только со стороны ГОСУДАРСТВА, но не Церкви. Это разные понятия и смысл.

Тех, кого за убеждения лишали жизни - по фиг от имени кого палачи выступали: от имени церкви или подконтрольной церкви государственной власти. К тому времени, по сравнению с инквизицией проводимой в Европе, цивилизаторы стали умнее. Они спрятались за спину царя, но по прежнему проводили свою политику по уничтожению самосознания народа.
И сегодня за спиной президента стоит истинная власть, которую народ в упор не видит.

Елена написал(а):

Кстати, никаких "тысяч" не казнили, от силы неск. десятков самых отмороженных,

В гражданской ~20-ти летней войне погибли не несколько десятков... Ответ см. здесь: «Византия» наносит ответный удар
Об этих фактах знают все, но не все могут осознать их  единство и причинно следственную связь.

Елена написал(а):

... неужели язычники и раскольники- одно целое?

Нет. Язычники - это вера сосуществовавшая до прихода цивилизаторов. Раскольники - это власть цивилизаторов существующая и по ныне.

Елена написал(а):

Князь Олег был язычником, ты о чем?

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, Ѡль́гъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
И кем он мог быть в не крещённой Руси?

36

Boris55 написал(а):

Тех, кого за убеждения лишали жизни - по фиг от имени кого палачи выступали: от имени церкви или подконтрольной церкви государственной власти.

Им может и все равно, а нам нет. Наша Церковь никого не казнила, а католики через свою церковную инквизицию казнили. Т.ч. не надо с больной головы на здоровую перекладывать.

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, Ѡль́гъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
И кем он мог быть в не крещённой Руси?

Он был язычник и я уже писала, что русичи во времена язычества пытались завоевать Византию.

37

Елена написал(а):

Наша Церковь никого не казнила, а католики через свою церковную инквизицию казнили

То, что церковь стала умнее и не творила то-же зло своими руками, а творила зло руками царскими, не означает, что она ни причём.

Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
«На пользу общую», — рекут.
А. Н. Радищев

Елена написал(а):

русичи во времена язычества пытались завоевать Византию.

Это тебе византийцы сказали? У А.С.Пушкина иное мнение и я его мнению доверяю.

38

Boris55 написал(а):

То, что церковь стала умнее и не творила то-же зло своими руками, а творила зло руками царскими, не означает, что она ни причём.

В любом государстве рычаги пеницитарной (или пенитенциарная) системы представляет собой государственный институт, который регулирует исполнение уголовных наказаний. Так было с античных древних времен, т.ч. не стоит сюда притягивать Церковь за уши.
Это католики изощрились со своей инквизицией помимо гос.власти.
Радищев был пособник декабристов, для меня он не авторитет, а либераст.

Boris55 написал(а):

Это тебе византийцы сказали?

Это я у историков читала...Соловьева, Нечволодова, Ключевского... :D

39

Елена написал(а):

Так было с античных древних времен, т.ч. не стоит сюда притягивать Церковь за уши.

Церковь - это концептуальная власть. Царская власть - это власть исполнительная.  Концептуальная власть выше власти исполнительной. Учи мат.часть.
Жена - говорит, муж - делает. Гармония. И упаси Бог жену отдавать приказы мужу. На то Бог наградил жену "подвешенным" языком и задача жены убедить мужа в том, что это он так решил, а не жена так хочет... 

Елена написал(а):

Это я у историков читала...Соловьева, Нечволодова, Ключевского...

И Рим то-же мы разрушили?
Нам, что тогда, что сейчас, чужого не надо, у нас своего всего навалом, а вот на Западе, что тогда, что сейчас, нет ни фига. Вместо того, что бы торговать с нами они и по ныне всё обманом да силой  получить желают... за что всегда и получают по полной.

40

Про инквизицию которой у на яко бы не было. Скажи, а если Гитлера обозвать Шикльгрубер - то он как бы хороший?

"Православная инквизиция на Руси
[float=right]http://s2.uploads.ru/t/wM6IG.jpg[/float]

В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе (IV в. н. э.).

Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале XVIII в., при Петре I.

    «Петр I, – писал один историк в журнале «Русский вестник» в 1891 г., – создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто инквизиционным настроением».

Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь.

Так, известный церковный историк М. И. Горчаков в статье «Инквизиция в восточной церкви», полемизируя с Вл. Соловьевым, доказывал, будто инквизиционный процесс считался главным каноническим средством борьбы с ее врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же «правилах» православной церкви нет якобы сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков [1].

Институт инквизиции в России отрицал и другой церковный историк, Н. И. Барсов. В книге «Существовала ли в России инквизиция?» (1892 г.) он утверждал, что созданные при Петре I Приказ протоинквизиторских дел и другие церковные учреждения носили совершенно невинный характер: они лишь наблюдали за деятельностью епископов и церковных организаций, а их выступления против еретиков и других врагов церкви носили случайный и непоследовательный характер [2].

Споры о том, была ли в России инквизиция, на этом, собственно, и закончились. Инквизиционные порядки в монастырских тюрьмах и других церковных организациях освещались и в некоторых других работах, но эти работы либо запрещались, либо замалчивались.

Так, в 1898 г. В. Г. Короленко в статье «Об инквизиции», предназначенной для журнала «Русское богатство», говоря об изуверстве и религиозном фанатизме, разжигавшемся церковными инквизиторами — католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и православных инквизиторов в царской России. Однако статья эта была запрещена цензурой [3].

Лишь в годы первой русской революции прогрессивному историку и общественному деятелю А. С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков [4]. Его работы, основанные на архивных материалах, вызвали в обществе широкий отклик. Журналы того времени писали, что со страниц его книг «веет ужасами инквизиции» и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в XX в. сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости.

Духовное ведомство не стало опровергать опубликованные Пругавиным материалы, оно предпочло молчать о них.

Но в годы реакции, наступившей после разгрома революции 1905 г., дальнейшее разоблачение инквизиционной деятельности православной церкви было невозможно; ее интересы надежно защищал весь административный и полицейский аппарат самодержавия.

Православные церковники нередко критиковали католическую церковь за деятельность ее инквизиции. Они говорили, что католическая инквизиция не есть учреждение «каноническое», так как в церковных канонах нет указаний на право церкви подвергать за отступление от веры смертной казни или другим наказаниям, что католическая церковь, присвоив себе функции уголовного суда и организовав для этого внутри самой церкви особый орган – инквизицию, поступила неправильно, «не канонически».

Возникновение инквизиции как особого учреждения относится историками обычно к началу XIII в., когда преследование еретиков было возложено на монахов доминиканского ордена. Но и до этого католическая церковь огнем и мечом расправлялась с участниками народных антифеодальных движений, имевших религиозную оболочку. Католическая церковь боролась против прогрессивной общественной мысли, против развития просвещения и науки. Она сжигала отдельные книги и целые библиотеки, уничтожала замечательные памятники искусства, предавала смерти ученых.

Епископ Августин, живший в IV в. н. э., разработал целую теорию для оправдания массового убийства людей, выступавших против церкви, используя для этого тексты Священного писания и «творения» отцов церкви. Августин доказывал, что сам бог требует физического уничтожения людей, восстававших против светской и церковной власти. Учение Августина было положено в основу деятельности католической инквизиции. Его взгляды хорошо усвоили и православные церковники.

Католическая церковь была одним из самых могущественных феодалов. Она сосредоточила в своих руках огромную экономическую и политическую силу. По словам Ф. Энгельса, церковные феодалы «эксплуатировали своих подданных так же беспощадно, как дворянство и князья, но вели себя еще более бесстыдно» [5]

Православная церковь также была крупнейшим феодалом в России. Ей принадлежало свыше миллиона крестьян, которых она угнетала с исключительной жестокостью, используя для этого хорошо налаженный аппарат принуждения.

Борьба народных масс против феодального гнета часто принимала религиозную оболочку, выступая в виде разных ересей. Восставая против феодальной эксплуатации, массы боролись и против церкви, так как церковь оправдывала и защищала этот гнет, освящала феодальный строй божественным авторитетом. По словам Ф. Энгельса, церковь занимала положение «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя. Ясно, что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и, прежде всего, нападки на церковь, все социальные и политические революционные доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси» [6].

Против антифеодальных движений, принимавших религиозную оболочку, и направлен был, прежде всего, «духовный меч», соединявшийся с мечом светским. Светская власть также использовала инквизицию для борьбы с еретическим движением, ибо еретики, как отметил Ф. Энгельс, «были столь же опасными врагами монархии в государстве, как и папства, и церкви» [7].

Наказание еретиков сожжением на костре было введено в светское законодательство многих стран уже в XII-XIII ее. Для оправдания этого обычно ссылались на «божественные» законы.

Инквизиция очень скоро распространила свои органы во многих европейских странах, где церковь благодаря инквизиции превратилась в самое страшное орудие абсолютизма. Она применяла такие меры устрашения, как сыск, доносы, конфискация имущества, пытки, сожжение на костре. Расследованием дел инквизиция обычно не занималась, установленного процесса судопроизводства у нее не было. Инквизиция сама определяла сущность преступления против веры, сама выносила приговоры, а затем передавала обвиняемых светской власти для приведения приговоров в исполнение. Из всех видов наказания инквизиция предпочитала смертную казнь.

Фома Аквинский (1227 – 1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков: ересь-де большее преступление, чем даже оскорбление государя. Лицемерно заявляя о нежелательности проливать кровь осужденных, Фома Аквинский рекомендовал заживо сжигать еретиков, и такой способ расправы с ними надолго вошел в практику инквизиции. Начиная со второй половины XIII в., инквизиционные костры запылали во многих европейских странах. Зажгли их и в России. Участь еретиков здесь разделили чародеи, ведьмы и другие ослушники православной церкви.

В России еретиков судили по «градскому» закону, но это – по словам историка Н. М. Карамзина – было лишь одной «пристойностью» [8]. Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы – розыск и допрос под пытками и другие способы «познания истины». Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол.

Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви – Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др.

В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за «чистотой» православия, расправлялся с раскольниками и еретиками.

Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам «интересным» и «безгласным». Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Раскольническая контора, существовавшая до 1764 г. С организацией духовных консисторий (1744 г.) дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие же инквизиционные методы воздействия, как и другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении.

По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы – Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и «экстракты». Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска».

Католическая инквизиция как специальный институт под давлением общественного мнения была уничтожена в большинстве стран в XVIII в., но инквизиционный дух сохранялся в этой церкви в течение многих лет. Католическая церковь и в наши дни запрещает читать книги, внесенные в особые списки, куда попадают лучшие произведения мировой литературы, передовой общественно-политической мысли; она отлучает от церкви видных ученых, имевших мужество выступить против реакционной религиозной идеологии; она осуждает демократические организации, обвиняя их в том, что их деятельность направлена против религии и церкви.

Инквизиционные методы расправы с прогрессивной мыслью, с передовым общественным движением, с людьми, выступавшими против религии и церкви, существовали и в православной церкви.
Литература:

1    «Юридическая летопись», 1891, № 12, стр. 491-504.
2    Барсов Н.И., Существовала ли в России инквизиция? СПб., 1892, стр. 5 – 6.
3    Эта статья хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина.
4    Пругавин А.С., Монастырские тюрьмы. М., 1905; он же. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., 1909.
5    Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии. М., 1953, стр. 25.
6    Там же, стр. 34.
7   Архив Маркса К. и Энгельса Ф., т. 5. М., 1938, стр. 250.
8   См. Карамзин Н.М., История государства российского, т. V. Пг., 1915, стр. 327.
9    Грекулов Е.Ф., Православная инквизиция в России. Академия наук СССР. Изд-во «Наука». М., 1964.

Е.Ф. Грекулов"

41

Boris55 написал(а):

Церковь - это концептуальная власть. Царская власть - это власть исполнительная.

Ерунда. Царская власть- приоритетна, церковная только согласительная. Власть прислушивалась к церковной, но не была ведомой.

Boris55 написал(а):

И Рим то-же мы разрушили?

Нет и ту часовню тоже не мы разрушили.

42

Православная инквизиция на Руси

Чушь собачья. Любая власть имела дознание в виде пыток ( и сейчас имеет) только при чем тут Церковь?

43

Елена написал(а):

Царская власть- приоритетна, церковная только согласительная. Власть прислушивалась к церковной, но не была ведомой.

Церковь управляет властью безструктурно. Её управленческое воздействие не явное, а потому для многих не видимое. Сначала мысль - потом действие. Церковь закладывает мысли - алгоритмы поведения людей в т.ч. и людей во власти в т.ч. и царя. 10 заповедей - это как пример воздействия церкви на умы людей определяющих их поведение.

Елена написал(а):

только при чем тут Церковь?

При том, что церковь тогда выполняла роль правящей партии сегодня. В 16-ом веке одна "партия" сменила другую. Уничтожив всех конкурентов, она ушла от силового приоритета на более высокие.

44

Boris55 написал(а):

Церковь закладывает мысли

Мысли Церкви не в разрушении и злых помыслах, а в созидании духовных основ, зиждимых на Божиих заветах любви и сострадании. Другой вопрос, что не всякий говорящий: Господи, Господи! достоин Царствия Божия.

Boris55 написал(а):

церковь тогда выполняла роль правящей партии сегодня.

Когда- тогда? Ерунда! Церковь не лезет в государственные вопросы, а если призывает к миру , то это ее предназначение.

45

Елена написал(а):

Мысли Церкви не в разрушении и злых помыслах, а в созидании духовных основ...

Пункт первый:
Полностью согласен - церковь формирует мировоззрение (духовные основы) на основе которого принимаются все законы. В исламе, в буддизме, иудаизме формируются иное мировоззрение и там иные законы, иная жизнь отличная от нашей. Ты же паранджу не носишь, а вот родись ты в исламском государстве - носила бы, а почему - мировоззрение...  Это и есть концептуальная власть. Она не издаёт законов и указов. Она форматирует мозги людей в т.ч. и власти и власть уже "сама" принимает законы в тех рамках, которые заложены их нравственностью сформированной мировоззрением - духовными основами.

Елена написал(а):

Церковь не лезет в государственные вопросы

Пункт второй:
Читай пункт первый.

46

Boris55 написал(а):

Пункт первый:
Полностью согласен - церковь формирует мировоззрение (духовные основы) на основе которого принимаются все законы. В исламе, в буддизме, иудаизме формируются иное мировоззрение и там иные законы, иная жизнь отличная от нашей. Ты же паранджу не носишь, а вот родись ты в исламском государстве - носила бы, а почему - мировоззрение...  Это и есть концептуальная власть. Она не издаёт законов и указов. Она форматирует мозги людей в т.ч. и власти и власть уже "сама" принимает законы в тех рамках, которые заложены их нравственностью сформированной мировоззрением - духовными основами.

Пункт второй:
Читай пункт первый.

Получается первый в квадрате

47

Маячок написал(а):

Получается первый в квадрате

Лена противоречит сама себе. Сначала она говорит, что цель церкви  в созидании духовных основ (мировоззрения) всех людей и тут же говорит, что церковь не формирует мировоззрение депутатов, правительства и прочего чиновничьего люда которые при принятии решения опираются не на мировоззрение заложенное церковью, а на фиг знает что... Так не бывает.

48

Boris55 написал(а):

Лена противоречит сама себе. Сначала она говорит, что цель церкви  в созидании духовных основ (мировоззрения) всех людей и тут же говорит, что церковь не формирует мировоззрение депутатов, правительства и прочего чиновничьего люда которые при принятии решения опираются не на мировоззрение заложенное церковью, а на фиг знает что... Так не бывает.

А ну-ка разложи по полочкам свой бред. А заодно, ответь о каком мировоззрении Церкви ты пишешь?

1.При чем тут власть и депутаты, особенно, типа тебя- неверующие и не знающие учения Церкви?
2. При чем тут мировоззрение атеистов и духовные основы Церкви?
3. Наконец, при чем тут любовь, сострадание и призывы к миру Церкви и ваша атеистическая клоунада на этот счет?

49

Елена написал(а):

о каком мировоззрении Церкви ты пишешь

Что такое духовные основы как не фундамент мировоззрения?  Вот в исламе иные духовные основы и жизнь там по другому устроена и законы там отличные от наших.

Елена написал(а):

1.При чем тут власть и депутаты,

При том, что  и представители власти то-же люди подверженные влиянию церкви. Про церковно-приходские школы в царской России слышала? Поголовно 1000 лет в народ вкладывались эти духовные основы. Они уже работают на автомате, передаваясь через бабушек и дедушек внукам.

Елена написал(а):

... типа тебя - неверующие и не знающие учения Церкви?

Я не верю в кого-то, я просто верю Богу. Доказательство Его - это наличие у людей стыда, совести и интуиции, инструментов Бога, через которые ОН направляет нас в русло промысла своего.

Елена написал(а):

2. При чем тут мировоззрение атеистов и духовные основы Церкви?

Каждый атеист слышал про 10-ть заповедей. Да и среди власти не верующих очень мало, уж слишком велик груз грехов их.

Елена написал(а):

3. Наконец, при чем тут любовь, сострадание и призывы к миру Церкви

Это ты сейчас про Старый завет?

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Поговорим за жизнь » Русь » Пропавшая грамота


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно