[float=left]http://s2.uploads.ru/t/gTPDx.jpg[/float]
И те, и другие обладают специфическими знаниями и навыками, отличающими их от остального общества, но при этом:
— знахарство движимо своекорыстием; существует для себя за счёт употребления окружающих в своих интересах;
— жречество служит интересам безопасности и развития общества в объективном смысле значения слова «развитие»; деятельность жречества отвергает эгоизм.


Жреческая власть основывается:

1. На совершенствуемой и потому эффективной личностной культуре познания и творчества.
2. На воле.
3. На осознании Промысла Божиего (оно может быть в чём-то и ошибочным, но это не беда, если есть первое и четвёртое)
4. На искреннем желании строить жизнь — свою собственную, общества и человечества в целом — в русле Промысла Божиего.
5. И всему этому должен сопутствовать достаточно широкий кругозор.

Если нет третьего и четвёртого, то жречество становится знахарством, которое действует в угоду своекорыстию — своему или кого-то ещё.

Если говорить конкретно о русском жречестве, то доисторическая цивилизация Руси самоуправлялась на основе единства культуры, включавшей в себя:

— открытость концептуально власти жреческих функций всем, кто мог их освоить;
— общинную этику, единую для всех членов общества, в которой не обладавшие жреческой властью в силу особенностей своего личностного развития, признавали власть жрецов по факту осуществления ими общественно полезной деятельности.

Культура же доисторической Руси, при всей общности верований и ритуалов с ведическими, на каком-то этапе своего развития в доисторическую эпоху перестала быть кастовой.

Главный показатель этого состоит в том, что древнерусское жречество жило в самом народе и возпроизводилось в преемственности поколений не на замкнуто-клановой основе, а на общенародной; оно не обособилось от народа ни в организационных формах профессионально орденской корпорации знахарей, посвящённых в таимые от прочих знания и навыки, ни в формах особого духовного сословия, подобно тому, как обособились в корпорации (друиды и шаманы) и в наследственные сословия (брахманы, левиты, попы в России в допетровкую эпоху).

Калики перехожие, волхвы в древней Руси — социально-функционально — жречество, и, как свидетельствуют былины в летописи, описывая события эпохи становления в конце первого тысячелетия элитарной государственности на Руси, они не были обособленной от общества социальной группой в этот период начала кризиса Руси изначальной.

И это главное качество Русской цивилизации, которое во многом аналогично кораническому утверждению: «Бог лучше знает, где помещать своё посольство» (Коран, 6:124). А замкнутость и иерархичность сословий и каст — помеха осуществлению этого принципа, прямое противодействие общества осуществлению Божьего Промысла.

Культур компактно-общинного проживания в доисторической и раннеисторической древности было много. Но русская культура — если не единственная, то одна из немногих, в которой жречество не обособилось от остального народа ни корпоративно, ни сословно. По отношению к этому факту, все прочие обстоятельства носят подчинённый или сопутствующий характер (т.е. имеют чисто формально значение), если соотносится с полной функцией управления по отношению к обществу.